Расширьте границы вашего бизнеса!

База Знаний

Какие новшества и последствия для финансовых компаний в РФ при работе с лицензиями ЦБ и без них

Какие новшества и последствия для финансовых компаний в РФ при работе с лицензиями ЦБ и без них

January 20, 2021
Сергей Руденко
Техническая статья
«В нашей экономике и финансах во взаимоотношениях с государством чем дальше, тем веселее и радостнее. Только радостнее не всегда нам».

В ближайшие пару лет представителей финансового рынка России ждут очередные глобальные изменения, так как ЦБ России готовится унифицировать порядок выдачи лицензий поднадзорным организациям.

Центральный Банк Российской Федерации планирует разделить игроков финансового рынка на 8 групп. Для всех них будет определен единый порядок, по которому они смогут выходить на финансовый рынок РФ. Группы планируется разделить по принципу «схожести». Например, банк и микрофинансовая компания. Вместо разных требований для похожих по своей деятельности организаций ЦБ предлагает ввести единый подход для выхода на финансовый рынок России. ЦБ планирует сгруппировать компании по видам деятельности и будет давать разрешение на их деятельность с учетом их спецификации. Примерно такой путь выбрала уже Южная Корея. Однако ЦБ еще полностью не определился. Как сказал замглавы ЦБ России Сергей Швецов: «Опыт Южной Кореи мне нравится». А раз так, то мы думаем, что частичное применение опыта Южной Кореи на финансовом рынке России вполне вероятно.

Каким образом финансовые лицензии выдаются сейчас?

Финансовый рынок России на сегодняшний день (январь, 2021 года) представляет собой некий «лоскутный характер» по причине того, что ранее разные участники финансового рынка имели свои надзорные органы. До недавнего времени   это выглядело, как в русской пословице: «кто в лес, кто по дрова». Полностью регулировать работу участников финансового рынка ЦБ России стал только с 2013 года, но целый ряд проблем остался. Например, надзор и контроль за рынком ценных бумаг, негосударственными пенсионными фондами ранее находился в ведении Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим, правила допуска на финансовый рынок страны для участников, близким по своим задачам зачастую  и по сей день разный.

Как это происходит сейчас (январь, 2021 года):

ЦБ России осуществляет регистрацию юрлиц в статусе банков или НПФ и самостоятельно лицензирует их;

Участники рынка ценных бумаг получают лицензии у ЦБ РФ только на определенный вид деятельности;

Микрофинансовая компания и МКК не имеют лицензии. Они включаются в реестр после проверки. Кредитные кооперативы и ломбарды включаются в реестр без проверки на основании ЕГРЮЛ;

Для других организаций, работающих по закону «О национальной платежной системе», ФЗ № 161. ЦБ просто ведет перечень таких организаций. Специальная процедура допуска на финансовый рынок для них отсутствует.

На сегодняшний день допуск на рынок похожих по своим задачам организаций отличается друг от друга, что повышает издержки для многих участников финансового рынка. Для похожих организаций они могут быть разными. Также, в том случае, если организация хочет расширить свою деятельность, она снова должна обращаться за разрешением или лицензией к организации, которая осуществляет надзорные функции. По этой причине грядущие изменения в системе имеют логику и смысл. Что нам ожидать?

В конце 2020 года ЦБ России внес предложение по изменению допуска игроков на финансовый рынок страны. ЦБ предполагает провести данную реформу в два этапа.

На первом этапе:

а) необходимо будет разработать единые требования для организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке;

б) необходимо будет разработать требования к должностным лицам и собственникам, решить вопрос, аргументирующий отказ, а также предоставить перечень всех необходимых документов для получения лицензии.

При этом на первом этапе каких-то больших изменений в законодательные акты не планируется.

На втором этапе:

а) ЦБ РФ осуществит оценку запретов, а также обеспечит возможность совмещения различных видов деятельности в компаниях;

б) определит правила работы на финансовом рынке;

в) обеспечит возможности получения нескольких лицензий на разные виды деятельности;

д) проведет разделение всех организаций по видам деятельности, роду их бизнеса и возможных рисков;

е) ЦБ РФ подготовит документы с разъяснениями для участников финансового рынка с целью определения своих возможностей для создания нового пакета для своих клиентов;

ж) будет создан единый реестр компаний, которые оказывают финансовые услуги РФ.

В случае создания единого реестра компаний, работающих на финансовом рынке РФ, компания, внесенная в этот реестр, имеет право на законных основаниях работать на финансовом рынке РФ.

Что это нам дает? Какие преимущества имеем в случае создания такого реестра? Любую компанию/организацию/физлицо можно проверить на тот вид деятельности, которую он предлагает и осуществляет на данный момент.

Зампредседателя ЦБ РФ С.Швецов сказал, что допуск финансовых организаций, которые уже имеют лицензию ЦБ РФ, это не коснется, дабы не создавать дополнительных финансовых трудностей и расходов.

У каких компаний больше всего будет изменений, связанных с реформой?

ЦБ РФ определил 8 групп участников, по которым будут составлены требования, разрешающие выход на финансовый рынок России, но максимальные изменения ожидаются в следующих 4ех группах:

  1. учет и хранение имущества (регистраторы и депозитарии)
  2. управление активами;
  3. микрокредитование;
  4. информационные и оценочные услуги (БКИ, рейтенговые агентства).

1. Банковские и микрофинансовые операции.

В эту группу войдут:

  • банки;
  • некредитные организации;
  • микрофинансовые компании;
  • кооперативы, оказывающие услуги кредитования. Этой группе ЦБ даст право банкам без дополнительной лицензии оказывать брокерские и дилерские услуги, а также быть инвестиционным советником.

2. Страхование.

В этой группе ЦБ хочет разрешить совмещение деятельности НПФ и страховых компаний. Сейчас НПФ имеет право на пенсионные услуги, а страховщики на страховые услуги, что ограничивает их возможности на рынке финансовых услуг.

3. Посредничество.

К этой группе относятся брокеры, управляющие компании, компании-посредники на страховом рынке, банковские платежные агенты.  Названные участники рынка, считает ЦБ, могли бы начинать свою работу в уведомительном порядке, если они выполнят предъявленные к ним требования.

4. Инфраструктура.

К этой группе относится организация торговли, которая торгует традиционными финансовыми инструментами и цифровыми финансовыми активами. К таким относятся финтек-стартапы, которые оказывают платежные услуги.  ЦБ хочет определить их правовой статус и начать регулировать их деятельность.

Сроки проведения этой реформы еще не определены. ЦБ обсуждает инициативу с участниками этого финансового рынка.

Какие виды лицензий для игроков финансового рынка в России существуют на сегодняшний день:

  1. На осуществление банковских операций со средствами в рублях;
  2. На привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  3. На привлечение во вклады средств физических лиц в рублях/иностранной валюте;
  4. На осуществление банковского клиринга;
  5. На осуществление инкассации;
  6. На привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;
  7. На осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
СОЗДАННОМУ ВНОВЬ БАНКУ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДАНА ЛИЦЕНЗИЯ:
  1. На осуществление банковских операций со средствами в рублях;
  2. На осуществление банковских операций со средствами в рублях/иностранной валюте, если такая лицензия была выдана, то такой банк может устанавливать неограниченное количество респондентных отношений с иностранными банками;
  3. На привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она может быть выдана банку вместе с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях/иностранной валюте.

Небанковской кредитной организации может выдаваться лицензия на осуществление банковских операций:

  1. На осуществление банковских операций со средствами в рублях;
  2. На осуществление банковских операций со средствами в рублях/иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
  3. На осуществление инкассации, векселей, платежных расчетных документов.

Также полученные лицензии ЦБ может заменить общим документом – генеральной лицензией. Она дает право на ведение не запрещенной законом любой банковской деятельности.

Все лицензии, которые выдает ЦБ, учитываются в реестре, дающему право на проведение банковских операций. Лицензия выдается в бессрочное пользование.

О работе брокерских компаний, управляющих на Форексе и рынке ценных бумах, а также борьбе ЦБ РФ с ними

Центральный банк также с 2015 года выдает лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

На сегодняшний день виды деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг подразделяются на такие категории:

  • брокерская деятельность – заключение сделок на комиссионной основе, то есть за счет и по поручению клиентов;
  • дилерская деятельность – покупка или продажа активов за свой счет путем выставления в торговой системе твердых гарантированных котировок;
  • управление активами – инвестирование за счет и в интересах клиента;
  • клиринг – организация выверки задолженностей и проведение взаимных расчетов по проведенным биржевым или внебиржевым операциям;
  • деятельность по ведению реестра – сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  • депозитарная деятельность – хранение сертификатов ценных бумаг, учет переходов прав собственности на них;
  • организация сделок на рынке ценных бумаг (организаторами торгов выступают биржи).

Требования к получению лицензии в России достаточно жесткие.

Давайте посмотрим, что дает лицензия ЦБ РФ. Участник рынка ценных бумаг, который имеет лицензию ЦБ РФ, как бы находится на легальном положении. Эти компании работают согласно российскому законодательству и находятся под контролем ЦБ.

При этом участники рынка, которые не имеют лицензии ЦБ, обычно регистрируются в иностранных юрисдикциях (например, офшорных или мидшорных зонах), и тогда на их деятельность распространяется местное законодательство офшорных или мидшорных зон.

Давайте разберемся, какие требования ЦБ предъявляет к игрокам рынкам рынка ценных бумаг для получения лицензии?

На протяжение нескольких лет ЦБ РФ ведет борьбу с форекс-дилерами, не имеющими лицензии на свою деятельность. При этом количество клиентов у компаний, которые не имеют лицензии, в десятки раз превышает количество потребителей этой услуги у лицензированных участников.

Почему так происходит? Когда ЦБ ввел лицензирование на Форексе, рынок резко ушел в «темную» зону, то есть в «тень», а число жалоб на Форекс и дилеров выросло в разы. До недавнего времени Форекс оставался последним «оплотом неприкосновенности», который ЦБ не регулировал.

Однако к середине 2000-х годов участники рынка стали задумываться о своей репутации и захотели «выйти из тени». Для этого ЦБ необходимо было ввести лицензирование данной деятельности. Компании стремились работать, как это происходит во всем мире, то есть платить налоги, не нарушать законодательство, иметь хорошую репутацию, не уходить в офшоры. Они наивно полагали, ЦБ посмотрит на опыт зарубежных стран и примет корректные решения, которые будут эту деятельность стимулировать. Однако ЦБ пошел совсем по другому пути. Какие требования он предъявил к лицензированию:

  1. Форекс-дилер должен иметь средства в размере не менее 100 млн. рублей;
  2. Должен приобрести дорогостоящую систему учета и отчетности;
  3. ЦБ определил максимальный размер «плеча» – 1:50.

Такие требования оказались завышенными, и многие компании ушли с российского рынка. Закон, регулирующий деятельность дилеров и брокеров в России, оказался очень строгим.  По мнению специалистов, он находится в стагнации из-за серьезности требований, предъявляемых к компаниям для получении лицензии в России. Многие из них не стали получать российскую лицензию, перевели или думают перевести регистрацию своей деятельности в офшорную зону или мидшорную иностранную юрисдикцию (например, получили лицензию в Сингапуре).

Да. Работа без лицензии ЦБ РФ ограничивает их в рекламировании своих услуг. Однако существует множество различных способов оказания своих услуг. А надежные игроки остаются всегда востребованными на финансовом рынке.

По этому вопросу мы рекомендуем вам прочитать нашу статью «Почему иностранные фонды – самый надежный инструмент инвестиций и привлечения капитала. Быстрое получение финансовой лицензии» .

На сегодняшний момент российских дилеров мы можем «условно» разделить на три группы:

  • белая (самая незначительная группа); это игроки, которые работают на рынке с российской лицензией. Они соблюдают российское законодательство, платят налоги в бюджет, несут ответственность перед своими клиентами, но в своих действиях они ограничены требованиями ЦБ. Этой группе для выхода на рынок требуются большие капиталовложения.
  • серая (значительная часть форекс-дилеров, обладающая огромным опытом и знаниями, необходимыми для работы на финансовых рынках). Они обычно зарегистрированы в офшорах, могут предоставить колоссальный спектр услуг своим клиентам, и не «зажаты» в своих действиях требованиями ЦБ РФ (например, требованием работы только с квалифицированными инвесторами). Они не имеют лицензии ЦБ РФ, а деятельность их регулируется законодательством тех стран, где они зарегистрированы в качестве игроков рынка, но она  регулируется!
  • черная (незначительная часть «так называемых» компаний-мошенников. Эти проекты часто не имеют реального выхода на рынок. Сделки в них имитируются самими дилерами. Вложенные деньги клиентов в такие «компании» вернуть практически невозможно.

Какие выводы советуем сделать? Прежде чем выходить в качестве игрока на Форекс или рынок ценных бумаг, обратитесь к специалистам нашей компании. Мы посоветуем вам надежных партнеров или дадим рекомендацию, где лучше зарегистрировать вашу компанию, если вы дилер или брокер.

Давайте смотреть с надеждой в будущее, а в затруднительных ситуациях искать ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ!

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВАМ НУЖНА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ В НАШУ КОМПАНИЮ! ЖДЕМ ВАШИХ ОБРАЩЕНИЙ!
ПИФЫ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ

На этот род деятельности выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности. Данную лицензию тоже очень трудно получить в РФ. Для получения лицензии выдвигается множество требований к инвестиционной компании. ЦБ решил на два года ограничивать доступ к рисковым активам. Многие инвесторы смогут начать работу с этими активами только с 2023 года. ЦБ запрещает брокерам до 2023 года покупать для физических лиц ценные бумаги, не входящие в разрешенный список ЦБ. Такие условия могут отпугнуть от российского инвестиционного фонда, потому что некоторые из них «идут» именно за высокой доходностью. ЦБ РФ ограничивает заключение договоров с физическими лицами, а требования возврата им денег настолько масштабны, что работать нормально практически невозможно. Самое неприятное, что ЦБ определяет, что инвесторам нужно, а что нет.  И в одностороннем порядке ЦБ имеет право запретить любые действия со стороны инвесторов, которые ему не нравятся или которые кажутся непонятны. Поэтому еще раз рекомендуем вам прочитать статью «Почему иностранные фонды – самый надежный инструмент инвестиций и привлечения капитала.

КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ЖДУТ ФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ ЗА РАБОТУ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ ЦБ РФ

Если юридическое лицо осуществляет банковскую деятельность без лицензии, то оно будет подвергнуто взысканию всей суммы, равной данной операции, а также взысканию штрафа в двукратном размере от этой суммы в бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску:

  • ЦБ РФ;
  • органом исполнительной власти;
  • прокуратурой РФ.

Внимание! ЦБ заявил, что на финансовом рынке РФ без лицензии работают только мошенники.

Какие могут быть последствия за незаконную банковскую и предпринимательскую деятельность дилеров без лицензии на территории РФ

О последствиях незаконной банковской деятельности говорится в статье № 172 УК РФ в части 1-ой этой статьи.

Санкции этой статьи части 1-ой:

Наказание штрафом в размере от 100 т до 300 т рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительные работы на срок до 4- х лет, либо лишение свободы до 4-х лет со штрафом в размере до 80 т рублей, или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 6 –ти месяцев, либо без такового.

То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

Наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы сроком до 7-ми лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или иного дохода, осужденного за период до 5-ти лет или без такового.

ЦБ также вправе предъявлять иски в суд о ликвидации юрлица, который осуществляет банковские операции без его лицензии. Граждане и должностные лица, которые незаконно проводят банковские операции, также могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности (ст.14.1КоАП РФ).

Осуществление незаконной предпринимательской деятельности дилера или брокера без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается (ч.1 ст.171 УК РФ):

  • штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
  • либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до 3 лет.

То же деяние:

  • совершенное организованной группой;
  • сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;
  • совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказывается (ч.2 ст.171 УК РФ):
  • o штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года;
  • o либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.

Если незаконно были привлечены денежные средства, возможно применение последствий, предусмотренных пунктом п.2 ст.835 ГК РФ. Согласно ему, если средства привлечены от гражданина, то он может потребовать немедленного возврата внесенной суммы, а также уплаты на нее процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ, и возмещение сверх суммы процентов всех убытков. А если средства привлечены от юрлица, то договор недействителен (ст.168 ГК РФ).

Если вы хотите узнать о последствиях работы на финансовом рынке без лицензии на примере британского законодательства, то рекомендуем вам ознакомиться со статьей основателя Eltoma Corporate Services Д. Кучерюка «Уголовная ответственность за работу на финансовом рынке без лицензии на примере британского законодательства».  

Автор этой статьи делится своим профессиональным опытом и знаниями практической деятельности и показывает нам, что законодательство разных стран, которое регулирует деятельность на финансовых рынках, хоть и отличается, но все-таки имеет очень много общих черт. В связи с этим, если вы получите знания о том, как происходит регулирование финансовых рынков в Великобритании, вы сможете перенести свои «знания» на финансовые рынки других стран.

Заключение

В рамках одной статьи невозможно перечислить все тонкости и опасности работы без лицензии на финансовых рынках. Если у вас возникли вопросы или вы решили зарегистрировать компанию, или открыть счет за рубежом, то обращайтесь в нашу компанию. Опытные специалисты помогут вам в решении ваших проблем. Мы предложим оптимальное решение для вас и вашего бизнеса! Ждем ваших обращений!


Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации
gettotop
X

Присоединитесь к нашему закрытому клубу по международному бизнесу и налогам

Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.