Расширьте границы вашего бизнеса!

База Знаний

Искаженное правовое мышление и перспективы развития права в современной России в век мировой глобализации и интеграции: прогноз на будущее

November 24, 2020
Сергей Руденко
Техническая статья

Одним из важнейших для многих стран вопросов в век мировой глобализации и интеграции является вопрос правового заимствования. Россия в этом смысле тоже не стала исключением.

Основными признаками правовой сферы современной России стало изменение в нашей стране правового мышления, в том числе это отказ от изоляции и некоторая ориентированность, направленная на развитие общества и экономики в целом.

Вследствие распада в Советском Союзе идеологической системы, в России наступил период возросшего интереса к правовой интеграции. При переходе нашей страны к рыночной экономике становится все более значимым вопрос сближения правовой системы России с правовыми системами других государств. Сегодня уже никто не сомневается в том, что без интеграции важнейших сфер жизни общества его развитие замедляется.  Именно поэтому наивным и ошибочным выглядит мнение о  развитии России по самостоятельному пути без интеграции важнейших сфер жизни общества.

Совершенно очевидно, что правовое заимствование присутствует во всех развивающихся странах, в том числе и в России. В связи с этим зададимся вопросом: если с созданием нормативно-правовых норм и институтов правового регулирования могут справиться органы законодательной власти конкретного государства, существующего в тот или иной исторический период, зачем необходимо заимствование в правовой сфере?

Основной целью правового заимствования является  непрерывное развитие и постоянное совершенствование всей правовой системы в целом, а также отдельных его институтов в частности.

Известны два вида правовых заимствований:

  • рецепция права;
  • правовой диалог.

Под рецепцией права (лат. receptio; принятие) понимается процесс заимствования принципов, норм у государства — донора (общества, правовой системы) с их последующим принятием реципиентом. В результате этого процесса, с одной стороны, государство-реципиент осуществляет заимствование права, происходит развитие общества (правовой системы), а с другой стороны, государство-реципиент оставляет свои национальные особенности в той или иной сфере общества.

Если обратиться за примером рецепции к истории, то одним из наиболее ярких видов рецепции можно назвать заимствование Францией и Германией в свои правовые системы принципов и норм римского права. Это пример так называемой первичной рецепции. Вторичным примером заимствования является рецепция Россией правовых норм Германии, которые также основаны на римском праве.

Правовой диалог, представленный в качестве вида правовой рецепции, является примером двустороннего обмена правовым опытом, в результате которого происходит интеграция правовых систем.

Данный вид заимствования в настоящее время является наиболее популярным. Правовой диалог способствует унификации правовых систем, а также развитию и укреплению международных отношений данных стран.

Совершенно очевидно, что каждое из государств при правовом диалоге взаимно обменивается правовым опытом. Этот опыт для них, без сомнения, полезен, так как каждое из государств одновременно является и реципиентом, и донором.

Разумное и рациональное заимствование иностранного права расширяет возможности развития правовых систем, межгосударственных отношений, а также общества в целом.

Однако в настоящее время процесс рецепции иностранного права в России значительно снизился, несмотря на положительные стороны правового диалога и правового заимствования. Причин, которые обусловили этот процесс, достаточно много. Попробуем выделить хотя бы основные.

К сожалению, сегодня в нашей стране нет четкой позиции относительно того, в каком объеме должна проводиться правовая рецепция и какая правовая система окажется востребованной для сближения. Вопрос выбора пути для России пока тоже окончательно не решен. Будет ли это англо-американский или европейский путь, или же свой «собственный».

Отсутствие четкости в этом вопросе приводит к тому, что наступает противоречие между российской системой права и отдельно взятыми иностранными нормами права. Нужно учитывать, что заимствование правовых институтов без учета правовой реальности в современной России, механическое и формальное копирование норм этого права не принесет нужного результата. На фоне мирового политического кризиса, накаленности международной политики и «русофобии» во многих европейских странах возрастает популярность идеи о «собственном» пути развития правовой системы и российского общества в целом.

Подобная концепция предполагает изолированное развитие российского права и вызывает многочисленные критические замечания. Данный подход во времена всемирной глобализации является неверным и утопическим.

В условиях международного диалога взвешенная правовая рецепция, без сомнения, положительно влияет на развитие инвестиционной привлекательности России, ее правовой системы, а также всего российского общества.

При условии благоприятной регуляторной среды с рецепцией иностранного права и правовых институтов мировая практика насчитывает множество положительных примеров создания территориально-удаленно-обособленных территорий опережающего развития.

Анализируя работу центров, можно заметить, что они оказывают положительное влияние на экономику данных государств, а также вносят значительный вклад в ВВП указанных стран.

Сегодня на территории России получили развитие некоторые перспективные проекты по созданию экономических районов:

  • Российские Особые Экономические Зоны (РОЭЗ). Направленность этого проекта сосредоточена на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в импортозамещающие производства, высокотехнологичные отрасли экономики, туризм и судостроение;
  • Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР). По концепции данного проекта особый правовой режим, по которому реализуется предпринимательская деятельность, устанавливается только лишь на  какой-то отдельной части территории субъекта Российской Федерации;
  • Специальный административный район (САР), в котором предусмотрены особые условия ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний.

В Российской Федерации на сегодняшний момент действуют 9 Особых Экономических Зон, 2 специальных административных района, 18 территорий социально-экономического развития.

Первое мнение о концепции создания САР таково, что она выглядит как довольно прогрессивная. Правовая база по созданию специального административного района (САР) была принята в 2018 году в Калининграде и на территории о. Русский (Приморье). Целью данных решений было стремление выведения средств международных компаний и их реинвестирования в РФ на новый уровень развития. По мнению аналитиков, создание САР должно было повысить уровень инвестиционной привлекательности данных регионов и страны в целом.

Тем не менее, несмотря на созданную в Калининграде правовую базу, регион не получил должного инвестиционного и экономического развития. Причина заключалась в существовании некоторых проблем функционирования САР, которые этому препятствовали.

По мнению экспертов, главная проблема сложившейся ситуации заключалась в отсутствии отдельной судебной системы для разрешения споров, возникающих в САР, исключительно на английском языке и по английскому праву. Дело в том, большинство иностранных компаний тяготеют именно к английскому праву, так как они с ним лучше знакомы.

Однако при отсутствии  необходимых правовых институтов и наличия даже локального (в пределах САР) применения норм иностранного права теряется инвестиционная привлекательность региона, происходит негативное влияние на развитие данного специального административного района.

Таким образом, становится совершенно очевидно, что выбор пути самоизоляции для современной России может быть ошибочным. Следуя этому выбору, происходит отвержение рационального внедрения институтов, деятельность которых направлена на использование иностранного права, а также отсутствует правовая рецепция в рамках международных диалогов.

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации