Налоговые органы Гонконга решили усилить действующее законодательство, чтобы эффективнее бороться с уклонением от уплаты налогов за рубежом, возникающим из-за двойного неналогообложения, и в частности с офшорными пассивными доходами, такими как дивиденды, доходы от продажи акций или долей в капитале, процентные доходы и доходы от интеллектуальной собственности.
Законопроект о налогообложении доходов из иностранных источников от 2022 года (законопроект), вступивший в силу в январе 2023 года, был разработан для обновления режима освобождения от уплаты налогов с доходов из иностранных источников (FSIE) с целью поддержания налоговой конкурентоспособности Гонконга.
По словам правительства Гонконга, пакет мер направлен на минимизацию налогового бремени для корпораций, устранение возможного двойного налогообложения и повышение налоговой прозрачности.
В декабре прошлого года было опубликовано Постановление о налогообложении доходов от продажи имущества, полученного из-за рубежа, в 2023 году, которое уточнило режим FSIE в соответствии с обновлённым руководством FSIE, опубликованным Европейским союзом (ЕС). Уточнённый режим FSIE вступил в силу 1 января 2024 года.
Действующий режим освобождения от уплаты налогов с доходов, полученных из-за рубежа (FSIE), предусматривает освобождение от уплаты налогов с определённых пассивных доходов, полученных из-за рубежа, а именно процентов, дивидендов, прибыли от продажи акций или
Доли в акционерном капитале (выручка от продажи) и доходы от интеллектуальной собственности (ИС), полученные в Гонконге транснациональными корпорациями (ТНК).
Уточненный режим FSIE расширяет сферу применения доходов от отчуждения имущества иностранного происхождения, охватывая все виды имущества (а не только доходы от отчуждения долей в акционерном капитале). Существующие требования к исключениям, требования к экономическому содержанию, требования к участию и требования к связи остаются неизменными и в равной степени применимы к различным видам доходов от отчуждения.
Кроме того, в документе представлено несколько новых исключений, касающихся доходов от реализации.
Для облегчения корпоративной реструктуризации предусмотрена новая внутригрупповая льгота, если соответствующее имущество передается между связанными организациями с соблюдением определенных правил по борьбе со злоупотреблениями.
Еще одно новое исключение связано с трейдерами. Если прибыль от продажи неимущественных прав, полученная трейдером и связанная с его деятельностью в качестве трейдера, не подпадает под действие режима FSIE, то такой доход не будет облагаться налогом.
Существующее исключение для регулируемых финансовых организаций также было расширено и теперь распространяется на доходы от продажи неимущественных прав, которые поступают в распоряжение регулируемой финансовой организации и являются результатом или сопутствующим элементом её деятельности как регулируемой финансовой организации.
В соответствии с режимом FSIE, четыре вида пассивного офшорного дохода, включая дивиденды, доходы от продажи акций или долей в капитале, процентные доходы и доходы от интеллектуальной собственности (пассивный офшорный доход, подпадающий под действие режима FSIE), будут считаться полученными в Гонконге и облагаться налогом на прибыль при следующих обстоятельствах:
Будучи международным финансовым центром, Гонконг гордится тем, что является ответственным и сотрудничающим игроком в сфере международного налогообложения. Режим FSIE соответствует международному налоговому стандарту, согласно которому корпоративный налогоплательщик, получающий льготный налоговый режим в юрисдикции, должен иметь существенное экономическое присутствие в этой юрисдикции, и не позволяет подставным компаниям получать налоговые льготы за счёт двойного неналогообложения.
В 2021 году Европейский союз (ЕС) включил Гонконг в список стран, находящихся под наблюдением, на том основании, что освобождение от налогообложения пассивного дохода, полученного из-за рубежа, не сопровождалось адекватными требованиями к содержанию и строгими правилами борьбы со злоупотреблениями.
ЕС предложил Гонконгу внести изменения в режим FSIE и ввести их в действие с 1 января 2023 года. Чтобы избежать попадания в чёрный список ЕС как юрисдикции, не сотрудничающей с ЕС, Гонконг согласился внести изменения в своё налоговое законодательство и ввести их в действие к 2023 году.
В связи с законодательными предложениями были проведены обширные консультации с налоговыми специалистами, местными и зарубежными торговыми палатами, торговыми и профессиональными организациями, а также представителями сектора финансовых услуг.
Новый режим FSIE вводит требование об экономической обоснованности для защиты от возможного использования подставными компаниями налоговых соглашений Гонконга для получения двойного освобождения от налогообложения в отношении пассивного дохода, полученного из-за рубежа.
Режим FSIE будет распространяться только на транснациональные корпорации, ведущие торговлю, профессиональную деятельность или бизнес в Гонконге. Физические лица и местные компании не подпадают под его действие.
Согласно новому режиму, транснациональная корпоративная организация, желающая получить освобождение от уплаты налогов в отношении процентов, дивидендов и доходов от продажи, полученных из-за рубежа, должна соответствовать требованиям экономического присутствия, наняв достаточное количество квалифицированных сотрудников и понеся адекватные операционные расходы в Гонконге.
К транснациональной корпорации, которая является чисто холдинговой компанией, применяются сокращённые требования к экономическому содержанию, касающиеся только владения и управления долями в акционерном капитале и соблюдения требований корпоративного законодательства в Гонконге.
Для налогоплательщика, который не является холдинговой компанией, работающей только с акциями, соответствующая деятельность включает в себя принятие необходимых стратегических решений, а также управление активами компании и принятие на себя основных рисков. Для холдинговой компании, работающей только с акциями, соответствующая деятельность включает в себя только владение акциями и управление ими, а также соблюдение требований корпоративного законодательства Гонконга.
Хотя налогоплательщики могут передавать соответствующие виды деятельности на аутсорсинг, они всё равно должны будут обеспечить надлежащий контроль, и такая деятельность должна осуществляться в Гонконге, а не использоваться для обхода требования об экономической обоснованности.
Чтобы соответствовать требованию об экономической обоснованности, Департамент внутренних доходов (IRD) может обратить внимание на количество квалифицированных сотрудников и достаточный объём операционных расходов, понесённых в Гонконге. IRD также будет учитывать совокупность фактов по каждому случаю, таких как характер деятельности, масштаб операций, прибыльность, должности и другие сведения о сотрудниках, а также объём и виды понесённых операционных расходов.
По данным налоговых органов Гонконга, при получении дохода от интеллектуальной собственности из-за рубежа налогоплательщики должны соблюдать требование о наличии связи, установленное Организацией экономического сотрудничества и развития в отношении льготных налоговых режимов для интеллектуальной собственности, при которых освобождение от уплаты налогов будет в значительной степени зависеть от расходов на исследования и разработки (R&D), связанных с квалифицированным активом интеллектуальной собственности.
Для получения льготного режима в отношении некоторых доходов от интеллектуальной собственности будет применяться особый «тест на связь». Льготный налоговый режим может распространяться только на доходы от соответствующих активов интеллектуальной собственности, но эта категория охватывает только патенты и другие активы интеллектуальной собственности с аналогичными функциями. Исключаются активы интеллектуальной собственности, связанные с маркетингом, такие как товарные знаки и авторские права.
Для предотвращения возможного двойного налогообложения существует ряд мер по усилению и смягчению налогового бремени:
Кроме того, чтобы минимизировать административную нагрузку и повысить налоговую прозрачность, мы предлагаем четыре удобных для бизнеса решения:
Налогоплательщики могут обратиться за «заключением уполномоченного лица» в отношении соблюдения ими требования об экономической обоснованности и обратиться к конкретным рекомендациям на веб-сайте IRD, чтобы лучше определить налоговые обязательства.
Режим FSIE направлен на поддержание конкурентоспособности Гонконга и распространяется только на четыре вида пассивного дохода, полученного из-за рубежа, в то время как активный доход, полученный из-за рубежа, не будет подпадать под его действие. Режим распространяется только на транснациональные корпорации, освобождая от налога доход, полученный из-за рубежа, если соблюдено требование об экономической сущности или требование о наличии связи (доход от интеллектуальной собственности), и предоставляя транснациональным корпорациям, получающим дивиденды и доходы от продажи, полученные из-за рубежа, дополнительный способ заявить о налоговом освобождении и минимизировать налоговое бремя.
Новый режим FSIE влияет на налогообложение процентных доходов, полученных гонконгской промежуточной холдинговой компанией от зарубежных связанных лиц, если компания не может выполнить
требования к экономическому содержанию. Это также влияет на лицензионный доход, полученный от интеллектуальной собственности, отличной от патентов, поскольку такой доход будет считаться полученным в Гонконге независимо от того, имеет ли компания экономическое содержание или нет.
Любая иностранная фирма, входящая в группу компаний, не зарегистрированных или не находящихся в юрисдикции материнской компании группы, осуществляющая торговлю, профессиональную деятельность или бизнес в Гонконге и получающая любой доход из-за рубежа в Гонконге, может обратиться за профессиональной консультацией по поводу того, как на неё может повлиять недавно введённый в Гонконге режим налогообложения пассивного дохода из-за рубежа.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!